Белгородский опыт востребован

Общение с коллегами на прошедшем в Москве 27 мая VI Съезде Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) показало, что Белгородский опыт востребован. Речь идет о двух наших проектах: Доступ для ВСЕХ и Мониторинг проблем родителей детей-инвалидов. На съезде последнему было уделено особое внимание. С докладом о Мониторинге выступил директор Ассоциации «Драйвер роста» Сергей Назаров.

Две концептуальных идеи, которые лежат в основе Мониторинга:

  1. Внутренняя — «Объединяй и договаривайся». Коллективная идентичность — это комплекс значимых представлений индивида о себе, о других, именно эти представления опосредуют его действия в социальной реальности (и на групповом, и на индивидуальном уровне). Иными словами, коллективная идентичность как комплекс значимых представлений о неком коллективном «Мы» всегда будет встроен в персональную идентичность, и коллективная идентичность всегда будет явлена миру социальными практиками.
  2. Внешняя — «Социальный диалог». Результаты Мониторинга не самоцель, а фундамент социального диалога с органами власти и специалистами помогающих профессий с целью формирования родительского запроса на изменения.
Промежуточный контроль выборки
Обратная связь

Какая выборка должна быть для получения репрезентативных результатов?

Интересный вопрос. И достаточно неоднозначный. Все зависит от того, как мы хотим использовать данные. Если мы хотим получить картину по региону, то выборка может быть небольшой (200-300 респондентов из 6 тысяч генеральной совокупности). Но если мы хотим получить возможность сравнивать результаты по муниципалитетам, по нозологиям, то тогда выборка увеличивается. Т.е. при выборке в 300 респондентов среднее число родителей из муниципалитета – всего 15. А если еще наложить фильтр «нозология», то получится что по одному представителю каждой нозологии из муниципалитета – репрезентативность так себе (мягко говоря). Поэтому мы для себя установили такую контрольную цифру 20% от численности. С другой стороны, мы понимаем, что данные мониторинга – это не окончательный диагноз, а предварительные данные для обсуждения. Поэтому цифры наших показателей служат не для принятия управленческих решений, а для диалога, и уже в ходе трехстороннего диалога вырабатывается управленческие решение.

«Выступление вызвало неподдельный интерес: пошли вопросы и завязалась дискуссия. — поделился Сергей Назаров. — В итоге было принято решение внести в резолюцию съезда решение о необходимости масштабирования мониторинга в другие регионы страны. И это действительно признание качества нашей трехлетней работы. Белгородский опыт востребован. Теперь мы переходим совсем на другой уровень.»

Полезность данных кратно увеличивается, если есть с чем сравнивать. Первый мониторинг дал нам пищу для размышления и сильно помог в понимании ситуации в области. Но второй позволил уже сравнивать динамику по годам. А еще информативнее и полезнее будет, когда появится возможность сравнивать результаты по регионам.

К сложностям относится и размер анкеты. Родители около 40 минут тратят на заполнение анкеты. Это очень сложно.

Визуализация – тоже может и должна улучшаться. Ну и, наверное, самый глобальный вопрос – это компетенции «Data-driven (англ. «управляемый данными»). Причем речь идет о всех. Мы привыкли принимать решения только на экспертном мнении. Иногда добавляются эмоции. Тут нужна большая работа как с родительским активом, так и представителями всех уровней органов власти (от поселковых администраций до региональных министреств).

Что надо для успешного внедрения мониторинга в регионе?

Очень сложный вопрос. Мы же у себя Мониторинг внедряли постепенно. Сначала долго идею обсуждали с активом родителей и ключевыми стейкхолжерами. Потом готовили заявку на грант. Работали с региональными экспертами и социологами. Потом был первый Мониторинг, потом весь цикл повторялся… И много вопросов было, но мы их решали как-бы постепенно, органично… Снимали возникающие возражения мягко…

Какие проблемы могут возникнуть при «резком» внедрении, трудно сказать. Самое главное – это конструктивное взаимодействие с властью. Это надо и для проведения самого мониторинга, и для использования результатов. Мы плотно работаем с региональными министерствами на всех этапах проекта: при разработке дизайна исследования – обсуждение и согласование анкеты, при анкетировании – привлечение родителей всех муниципалитетов к участию, ну и при использовании результатов – социальный диалог с властью без власти не возможен.

Проекты Ассоциации «Драйвер роста» реализуются при поддержке Фонда президентских грантов.