Как в регионе помогают детям с особенностями в развитии

Довольно подробный разговор о «Добром песке» с куратором Сергей Назаров и руководителем Школы песочной арт-терапии Оксана Жеребненко.

Малыши с серьезными заболеваниями нуждаются в особом внимании. Чем могут помочь некоммерческие организации семьям с особенными детьми? Об этом – в видеосюжете. Обсуждаем тему вместе с гостями – доцентом кафедры психологии БелГУ Оксаной Жеребненко и автором программы «Добрый песок» Сергеем Назаровым.

Довольно подробный разговор о «Добром песке» с куратором Сергей Назаров и руководителем Школы песочной арт-терапии Оксана Жеребненко.

Откуда появилась идея?

С.Р. : История о начале… Ксения Симонова, дочь, первый домашний опыт, садик, первый семинар… Знакомство с Оксаной… Песочный класс в БелГУ… НКО… Президентский грант…

Что такое «Добрый песок»?

С.Р. : Это инициатива Ассоциации. Такая рамочная концепция. Цель – все дети должны иметь возможность… А реализуем мы эту программу путем отдельных проектов. Как сами, так и с нашими партнерами, с членами Ассоциации.

Что такое песочная терапия?

О.А. Игры в песке многофункциональны…это диагностика..развитие..терапия.

Это психология..педагогика..логопедия и творчество.

 Интеграция песка и любого развивающего занятия усиливает развитие..так как задействованы оба полушария головного мозга и мыслительное и образное..эмоциональное.

Песочная терапия – очень таинственный и сказочный метод психотерапии. Взаимодействие с песком есть в опыте каждого. Память о первом знакомстве с ним уводит нас в ранее детство, погружая в давно забытые ощущения. Игра с песком затрагивает глубинные слои наших переживаний и чувств. Переводит негативные эмоции в позитивные.  А в позитиве легко можно  настроиться  на любые достижения. Поэтому это не только развитие ..но и  лечение песком.!!

Откуда появилась терапевтическая песочница?

О.А.  Песочная терапия описана в работах К.Г. Юнга,  в его честь названа Юнгианская песочница ..это самая первая лечебная  песочница..это простой ящик с песком. Наши песочницы..это не просто ящики..это волшебные сказочные шкатулки..которые таят в себе сочетание радуги света и песка, что способствует чудесам и исполнению желаний.

Какие Игры и упражнения для занятий вы используете? Как рождаются новые игры и  песочные технологии

О.А.  Современную песочную терапию мы эффективно сочетаем с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, изотерапия, гидротерапия, и пр. Эти методики и техники рождаются у наших специалистов центре «Звездочка» в непосредственной работе с детьми …они сами нам показывают игры необходимые им для успеха.  И мы затем уже с психологами-практиками Белгородского университета оформляем эти упражнения в методические пособия, которые проходят рецензирование..публикуются..и используются в работе специалистов помогающих профессий.

Главное…что бы ребенку было весело и он не догадывался..что это упражнения и уроки.  Поэтому для деток гиперактивных нужны релаксирующие..упражнения на развитие усидчивости..и устойчивости внимания.. А для неуверенных..плаксивых и нерешительных сочиняем смешные сказки, Для деток с нарушениями ментального спектра разрабатываем программы с эмоционально поведенческой направленностью, для деток отстающих программы развития интеллекта.  Для ДЦП..развитие моторики и графики..для детей с ОНР это запуск речи на песке или ее коррекция..Ну.. а рисование и песочные мультики нравятся и полезны всем без исключения. Мы постоянно повышаем свою квалификацию посещая обучающие курсы более опытных коллег в Санкт-Петербурге..Москве. Проводим дополнительное обучение у себя на кафедре, в песочном классе..который безвозмездно оборудовал Сергей Назаров еще в 2013 году. Это был один из первых классов Белгорода.  Теперь и нас пригласили в Москву на Всероссийский конгресс песочной терапии и уже не просто в качестве участников..а уже в качестве специалистов..готовых поделиться методическим опытом работы с детьми с ОВЗ.

Почему песок?

С.Р. : Три фактора…

Разве в IT век песок востребован?

С.Р. :

  1. Не все проблемы решаются IT. Даже наоборот, IT создает проблемы, которые надо решать не IT методами… Дети в компьютерах, что
  2. А с другой стороны, песочное творчество совсем не отрицает новейшие технологии. Песочная анимация, песочная мультипликация – это же видео-контент. И Интернет, социальные сети – это основной канал распространения… И это даже проблема… Мы наоборот подготовили проект, который направлен на развиртуализацию цифрового контента – выпуск печатного альбома-календаря песочной графики…Программа амбициозная, а хватит ли у вас сил?

Программа амбициозная, а хватит ли у вас сил?

С.Р. :

Хватит. Шестой год я в этой теме и энтузиазм не проходит… Причем это не только какие-то масштабные программы, я дома (когда меня никто не видит) занимаюсь песочной аппликацией…  И кроме того, партнеры, члены нашей команды постоянно подпитывают мой энтузиазм новыми идеями, новыми проектами… А дети своей радостью просто не дают затухнуть этому энтузиазму.

Используется ли песочная терапия для взрослых?

О.А.  Прежде всего песок снимает эмоциональное  напряжение…поэтому песок используют как метод релаксации не только применительно для детей..но и для взрослых тоже…

Во вторых.развивает мелкую моторику..сенсорику..графические навыки.. Ведь всем известно..что мозг развивают кончики пальцев. Нейрогимнастика в песке активизирует работу межполушарных связей ( в следствие этого улучшается внимание..память мышление) а это необходимо не только маленьким детям..но и школьникам..особенно неуспевающим и гиперактивным..и студентам во время сессии..да и любому взрослому не помешает..устранить рассеянность и  улучшить память.

В третьих психотерапия в песке это актуальный метод..которым с удовольствием пользуются современные психологи..И если с ребенком мы рисуем сказку на песке..то со взрослым сочиняем историю..проецируя внутренние ощущения на персонажи..которые появляются в песке с помощью фигурок или рисунков.

Цитата «Нередко руки сами знают, как в песке решить головоломку, которую напрасно пытался решить интеллект»  К.Г.Юнг

В песочнице человек сам строит свой реальный мир и желаемый…и сразу же видны сильные его стороны и слабые сферы жизни .. видно где у него замки на песке..где голову в песок спрятал…и т.д. И самое главное человек самостоятельно находит ресурсы ..которые ему помогут преодолеть препятствия.

Ну кроме энтузиазма должны же быть и другие ресурсы. Одной НКО решить такую задачу вряд ли возможно.

С.Р. :

Безусловно. В одиночку сейчас вряд ли что возможно. Но мы и не одни.

А с другой стороны, мы разрабатываем такие механизмы реализации, которые требуют минимум материальных ресурсов.

И еще… Наша Ассоциация использует все новейшие управленческие и IT технологии: облачные CRM и ведение бух учета, внутренние интернет-каналы  для коммуникации, процессный подход в управлении (стандартизация и автоматизация, база знаний), проектный подход (без штатного расписания – только конкретные проекты с конкретными результатами).

И тиражирование опыта – также с минимум собственных вложений: социальная франшиза…

А кто ваши партнеры?

С.Р. : Река Добра я уже и партнером не считаю – мы практически одно целое.

Мы сотрудничаем с рядом НКО: Синяя птица, Ассоциация частных детских садов,

Мы достаточно успешно выстраиваем отношения с властью: отдел по связям с НКО областной администрации, областное проектное управление , управление по делам молодежи, уполномоченный по правам ребенка…

С администрацией Яковлевского района мы уже конкретно работаем: совместно разработали районный проект и приступили к его реализации. Все это в рамках действующей программы Будущее на 5+  при поддержке депутата обл думы Сергея Викторовича Юдина.

 Кстати, этот опыт доказал, что успешное взаимодействие НКО и власти может быть очень эффективным.

Мы ведем конструктивный диалог с бизнесом, в частности с региональным отделением «Деловой России». Думаю, что этот диалог в ближайшем будущем перерастет в реальные проекты.

А вообще с нами легко… Мы стараемся особо не напрягать никого, и максимально учитываем интересы и возможности партнера, и совместно находим оптимальные варианты работы…

Какие специалисты могут использовать этот метод?

О.А.  Все помогающие профессии!!! Помогающие дошкольникам…в развитии речи..развитии интеллекта, это логопеды..дефектологи. Помогающие справиться с трудностями и достичь поставленной цели  школьникам..студентам это психологи школ, вузов. Помогающие развиваться через искусство..это художники и специалисты творческих профессий (актеры..музыканты) . И конечно же специалисты работающие  с  уникальными детками…это уникальные специалисты. Многие пробуют себя в этой сфере..но немногие, к сожалению, остаются с нами. Остаются люди в первую очередь с доброй душой.

И ваши ближайшие планы…

С.Р. : Это отработка формата Поселкового инклюзивного песочного коворкинг-центра. Мы готовим проект, по которому мы создадим в 11 сельских поселениях Яковлевского района такие коворкинг-центры…

Это тиражирование опыта Центральной детской библиотеки Строителя в другие районы области. Проект создания в Базового районного Песочного центра.

Что-то слишком все гладко у вас получается…

С.Р. : Ну да… На самом деле, конечно, не так… Есть проблемы, которые мы пока не знаем как решать, наверняка есть вопросы, которые мы еще просто не смогли сформулировать… Но это нормальная работа. К сожалению или к счастью, нам не с кого копировать.