13 октября в рамках родительского клуба «Драйвер ВОРДИ» презентован родительской общественности проект по внедрению технологии работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, по принципу «Родитель родителю».

Давно мы уже не проводили встречи родительского клуба в чистом онлайн-формате. Но собрать всех желающих на очную встречу, особенно родителей из муниципальных районов, очень сложно. Поэтому онлайн, как нам кажется, будет востребован всегда.

Семья имеет особое значение в социальной реабилитации детей-инвалидов, в их социализации и интеграции в общество. Появление в семье инвалида всегда сопряжено с психологической напряженностью, чревато развитием конфликтной ситуации.

Вся жизнь ребенка-инвалида осуществляется в семье. Чем более доброжелательная семья, чем более понимающая семейносредовая ситуация, тем более успешной будет интеграция инвалида в общество.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, в большинстве своем не располагают какой-либо полноценной информацией об особенностях обращения с инвалидами, об особенностях их воспитания, о необходимости реабилитации в домашних условиях, о соответствующем оборудовании квартир, об умении пользоваться техническими средствами реабилитации, о льготах семей, имеющих инвалидов.

Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости обучения самой семьи с тем, чтобы она стала помощницей в реабилитации и последующей интеграции инвалида в общество.

Узнав, что у их ребенка имеются нарушения, практически все родители переживают шок и начинают метаться в поисках лечения. Зачастую рушатся сложившиеся социальные связи, исчезают друзья, нередко распадаются семьи. Родители детей-инвалидов живут в состоянии постоянного и хронического стресса. Постепенно они выпадают из привычного образа жизни, погружаются в проблемы здоровья и воспитания ребенка с особенностями развития, замыкаются в трудностях и не видят выхода из сложившейся ситуации. Родители зачастую используют информацию из разных сайтов и социальных сетей, которая далеко не всегда проверена и актуальна.

В такой ситуации родителям сложно критически подходить к имеющейся информации, в то же время еще сложнее в такой ситуации найти людей, которым можно и хочется доверять.

https://contact-autism.ru/new/wp-content/uploads/2020/08/organizacziya-sistemy-podderzhki-roditelej-osobyh-detej-na-primere-gaoordi.pdf

Таким ресурсом для них могут стать родители, уже имеющие опыт воспитания детей с ОВЗ. Они могут оказать неоценимую помощь в улучшении эмоционального состояния семей с детьми-инвалидами, поскольку они сами не так давно находились «внутри» ситуации и переживали такие же чувства и эмоции. Поддержка «родитель родителю» становится своеобразным «мостиком», который способствует скорейшему включению родителей в систему квалифицированной помощи, помогает быстрее нормализовать жизнь семьи и повысить родительскую компетентность в принятии решений относительно своей жизни и своего ребенка. Таким образом, участие других родителей с похожей ситуацией помогает сохранить полноценную семейную поддержку, необходимую для развития детей с ОВЗ.

Поддержка «родитель родителю» по принципу «равный равному», широко применяющемуся в других областях социальной работы, не требует больших финансовых затрат и представляет собой мощный ресурс, потенциал которого на сегодняшний день в России не используется. Такая служба может быть своего рода связующим звеном между семьей, узнавшей о диагнозе или нарушении, и учреждениями, и организациями, которые предоставляют квалифицированную помощь.


Работа Родительского клуба «Драйвер ВОРДИ» проводится при поддержке Фонда Президентских грантов.

Для справки — архив записей встреч Родительского клуба «Драйвер ВОРДИ»: