Исследование, посвященное изучению проблем и возможностей интеллектуального волонтерства среди студенческой молодежи, подошло к своему завершению. В анкетировании приняли участие 805 респондентов, представляющих разные учебные заведения и направления подготовки. Последняя анкета была заполнена 28 марта 2025 года в 21:22.
Результаты опроса дают ценные сведения о заинтересованности молодежи в интеллектуальном волонтерстве, а также выявляют ключевые факторы, влияющие на их участие в данной деятельности. Давайте подробнее рассмотрим основные характеристики выборки и предварительные выводы исследования.
Дашборды опубликованы на сайте Центра интеллектуального волонтерства
Кто принял участие в анкетировании?
Анкетирование охватило широкий круг студентов Белгородской области. Рассмотрим основные характеристики респондентов:
1. Учебные заведения
Студенты из различных учебных учреждений приняли участие в исследовании, среди которых:
- Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина (БелГАУ) – 293 респондента.
- Белгородский университет кооперации, экономики и права (БУКЭП) – 197 респондентов.
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) – 135 респондентов.
- Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (БГТУ) – 130 респондентов.
- Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) – 49 респондентов.
- Один человек предпочел не раскрывать информацию о своем учебном заведении.
Таким образом, выборка представлена разными учебными заведениями, включая технические, аграрные, экономические и творческие направления. Это позволит получить разносторонний взгляд на проблему интеллектуального волонтерства.
2. Пол респондентов
Среди участников из 805 респондентов исследования наблюдается значительное преобладание женщин:
- 67,7% опрошенных составляют женщины,
- 32,3% – мужчины.
Этот факт может свидетельствовать о том, что женская аудитория проявляет больший интерес к теме интеллектуального волонтерства. Возможно, именно среди девушек такая деятельность воспринимается как более полезная и значимая, что требует дальнейшего анализа.
3. Форма обучения
- Очная форма обучения – 77,89% респондентов.
- Дистанционная форма обучения – 20,12%.
Большая доля студентов, обучающихся очно, свидетельствует о том, что аудитория исследования активно вовлечена в образовательный процесс и потенциально может участвовать в волонтерских инициативах, совмещая их с учебной деятельностью.
4. Курс обучения
Студенты разных уровней подготовки приняли участие в исследовании. Среди них из 805 респондентов:
- Среднее профессиональное образование (СПО) – 266 человек.
- Второкурсники – 168 человек.
- Первокурсники – 158 человек.
- Третьекурсники – 101 человек.
- Четверокурсники – 73 человека.
- Магистранты – 36 человек.
- Аспиранты – 3 человека.
Наибольшая доля респондентов приходится на студентов СПО и младшие курсы вузов. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди в начале своего образовательного пути более открыты к новым возможностям, в том числе к интеллектуальному волонтерству.
5. Область знаний
Анкетирование охватило студентов из различных образовательных направлений. Среди наиболее представленных областей знаний:
- Сельское хозяйство и агрономия – 223 человека.
- Информационные технологии – 104 человека.
- Экономика и управление – 95 человек.
- Право и юриспруденция – 80 человек.
- Технические науки и инженерия – 79 человек.
- Гуманитарные науки – 69 человек.
- Педагогика и образование – 64 человека.
- Искусство и культура – 52 человека.
- Медицина и здравоохранение – 25 человек.
- Естественные науки – 14 человек.
Наибольший интерес к исследованию проявили студенты аграрных и экономических направлений. Примечательно, что представители IT-сферы также активно приняли участие в анкетировании. Это может говорить о высоком потенциале привлечения студентов технических специальностей к интеллектуальному волонтерству, особенно в области цифровизации НКО.
Выводы анализа выборки
Исходя из представленных данных, можно сделать несколько предварительных выводов:
1. Женщины проявляют больший интерес к интеллектуальному волонтерству, что может говорить о необходимости адаптации программ вовлечения мужчин. Например, разработка технических и аналитических волонтерских задач может повысить их участие.
2. Основную аудиторию исследования составляют студенты младших курсов и СПО. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди в начале образовательного пути более открыты к новым форматам деятельности, в том числе к волонтерству.
3. Популярность волонтерства среди IT-студентов и студентов экономических направлений открывает возможности для вовлечения этих групп в проекты, связанные с цифровыми решениями для НКО, анализом данных и финансами.
4. Преобладание очной формы обучения среди респондентов может говорить о том, что студенты, посещающие занятия в традиционном формате, легче вовлекаются в волонтерскую деятельность. Однако дистанционные студенты также представляют значительную часть аудитории, что требует создания онлайн-форматов волонтерства.
5. Разнообразие учебных заведений и областей знаний подтверждает актуальность темы для студентов разных сфер. Однако участие студентов медицинских и естественнонаучных направлений относительно низкое, что может свидетельствовать о необходимости специальных программ по вовлечению этих групп.
Дальнейшие шаги
Теперь, когда анкетирование завершено, следующим этапом станет детальный анализ собранных данных. Планируется:
— Выявить основные мотивы и барьеры участия студентов в интеллектуальном волонтерстве.
— Определить, какие форматы волонтерской деятельности наиболее привлекательны для молодежи.
— Разработать рекомендации для вузов и НКО по вовлечению студентов в интеллектуальное волонтерство.
— Представить результаты исследования на открытых площадках и предложить практические инициативы для студентов и общественных организаций.
Благодарим всех, кто принял участие в исследовании! Ваш вклад поможет сделать интеллектуальное волонтерство более доступным и полезным как для студентов, так и для организаций, нуждающихся в профессиональной поддержке.
Проекты Ассоциации «Драйвер роста» реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства общественных коммуникаций Белгородской области и администрации Белгородского района.