Исследование, посвященное изучению проблем и возможностей интеллектуального волонтерства среди студенческой молодежи, подошло к своему завершению. В анкетировании приняли участие 805 респондентов, представляющих разные учебные заведения и направления подготовки. Последняя анкета была заполнена 28 марта 2025 года в 21:22. 

Результаты опроса дают ценные сведения о заинтересованности молодежи в интеллектуальном волонтерстве, а также выявляют ключевые факторы, влияющие на их участие в данной деятельности. Давайте подробнее рассмотрим основные характеристики выборки и предварительные выводы исследования. 

Дашборды опубликованы на сайте Центра интеллектуального волонтерства

Кто принял участие в анкетировании? 

Анкетирование охватило широкий круг студентов Белгородской области. Рассмотрим основные характеристики респондентов: 

1. Учебные заведения 

Студенты из различных учебных учреждений приняли участие в исследовании, среди которых: 

  • Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина (БелГАУ) – 293 респондента. 
  • Белгородский университет кооперации, экономики и права (БУКЭП) – 197 респондентов. 
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) – 135 респондентов. 
  • Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (БГТУ) – 130 респондентов. 
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) – 49 респондентов. 
  • Один человек предпочел не раскрывать информацию о своем учебном заведении. 

Таким образом, выборка представлена разными учебными заведениями, включая технические, аграрные, экономические и творческие направления. Это позволит получить разносторонний взгляд на проблему интеллектуального волонтерства. 

2. Пол респондентов

Среди участников из 805 респондентов исследования наблюдается значительное преобладание женщин: 

  • 67,7% опрошенных составляют женщины, 
  • 32,3% – мужчины. 

Этот факт может свидетельствовать о том, что женская аудитория проявляет больший интерес к теме интеллектуального волонтерства. Возможно, именно среди девушек такая деятельность воспринимается как более полезная и значимая, что требует дальнейшего анализа. 

3. Форма обучения 

  • Очная форма обучения – 77,89% респондентов. 
  • Дистанционная форма обучения – 20,12%. 

Большая доля студентов, обучающихся очно, свидетельствует о том, что аудитория исследования активно вовлечена в образовательный процесс и потенциально может участвовать в волонтерских инициативах, совмещая их с учебной деятельностью. 

4. Курс обучения

Студенты разных уровней подготовки приняли участие в исследовании. Среди них из 805 респондентов

  • Среднее профессиональное образование (СПО) – 266 человек. 
  • Второкурсники – 168 человек. 
  • Первокурсники – 158 человек.  
  • Третьекурсники – 101 человек. 
  • Четверокурсники – 73 человека. 
  • Магистранты – 36 человек. 
  • Аспиранты – 3 человека. 

Наибольшая доля респондентов приходится на студентов СПО и младшие курсы вузов. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди в начале своего образовательного пути более открыты к новым возможностям, в том числе к интеллектуальному волонтерству. 

5. Область знаний

Анкетирование охватило студентов из различных образовательных направлений. Среди наиболее представленных областей знаний: 

  • Сельское хозяйство и агрономия – 223 человека. 
  • Информационные технологии – 104 человека. 
  • Экономика и управление – 95 человек. 
  • Право и юриспруденция – 80 человек. 
  • Технические науки и инженерия – 79 человек. 
  • Гуманитарные науки – 69 человек. 
  • Педагогика и образование – 64 человека. 
  • Искусство и культура – 52 человека. 
  • Медицина и здравоохранение – 25 человек. 
  • Естественные науки – 14 человек. 

Наибольший интерес к исследованию проявили студенты аграрных и экономических направлений. Примечательно, что представители IT-сферы также активно приняли участие в анкетировании. Это может говорить о высоком потенциале привлечения студентов технических специальностей к интеллектуальному волонтерству, особенно в области цифровизации НКО. 

Выводы анализа выборки

Исходя из представленных данных, можно сделать несколько предварительных выводов: 

1. Женщины проявляют больший интерес к интеллектуальному волонтерству, что может говорить о необходимости адаптации программ вовлечения мужчин. Например, разработка технических и аналитических волонтерских задач может повысить их участие. 

2. Основную аудиторию исследования составляют студенты младших курсов и СПО. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди в начале образовательного пути более открыты к новым форматам деятельности, в том числе к волонтерству. 

3. Популярность волонтерства среди IT-студентов и студентов экономических направлений открывает возможности для вовлечения этих групп в проекты, связанные с цифровыми решениями для НКО, анализом данных и финансами. 

4. Преобладание очной формы обучения среди респондентов может говорить о том, что студенты, посещающие занятия в традиционном формате, легче вовлекаются в волонтерскую деятельность. Однако дистанционные студенты также представляют значительную часть аудитории, что требует создания онлайн-форматов волонтерства. 

5. Разнообразие учебных заведений и областей знаний подтверждает актуальность темы для студентов разных сфер. Однако участие студентов медицинских и естественнонаучных направлений относительно низкое, что может свидетельствовать о необходимости специальных программ по вовлечению этих групп. 

Дальнейшие шаги

Теперь, когда анкетирование завершено, следующим этапом станет детальный анализ собранных данных. Планируется: 

— Выявить основные мотивы и барьеры участия студентов в интеллектуальном волонтерстве. 

— Определить, какие форматы волонтерской деятельности наиболее привлекательны для молодежи. 

— Разработать рекомендации для вузов и НКО по вовлечению студентов в интеллектуальное волонтерство. 

— Представить результаты исследования на открытых площадках и предложить практические инициативы для студентов и общественных организаций. 

Благодарим всех, кто принял участие в исследовании! Ваш вклад поможет сделать интеллектуальное волонтерство более доступным и полезным как для студентов, так и для организаций, нуждающихся в профессиональной поддержке.


Проекты Ассоциации «Драйвер роста» реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства общественных коммуникаций Белгородской области и администрации Белгородского района.