«Оценка — с чего начать?»: в Белгороде прошёл первый мастер-класс Лаборатории оценки
10 июня в Штабе общественной поддержки Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» состоялось первое мероприятие нового обучающего формата для проектных команд — мастер-класс «Оценка — с чего начать?». Он дал старт Лаборатории оценки проектов и программ, инициированной Ассоциацией специалистов по оценке проектов и программ и Ассоциацией «Драйвер роста».
Мероприятие собрало представителей некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления, университетов и органов власти. И хотя все пришли с разным уровнем подготовки и практического опыта, их объединил интерес к ключевому вопросу: как понять, что наш проект работает и приносит реальные изменения?
📌 Почему именно про оценку?
Тема оценки в некоммерческом и общественном секторе по-прежнему воспринимается неоднозначно. Часто её сводят к обязательному приложению к отчётности или формальному сбору анкет. Но такой подход давно не работает — и не помогает ни улучшить проекты, ни сделать их убедительными для грантодателей.
Как подчеркнула ведущая мастер-класса — Ольга Щетинина, практикующий оценщик с международным опытом:
«Оценка — это не только про инструменты. Это про образ мышления. Про то, как выстроено ваше отношение к общественной работе. Если мы говорим, что хотим менять ситуацию, то нам важно научиться видеть: что именно мы хотим изменить, как это проверить и от чего это зависит».
Оценка — это способ мышления, а не просто таблицы с цифрами. И именно с этого посыла началась работа.
🧭 Содержание мастер-класса: от понятий к структуре
В процессе участники прошли маршрут от базовых понятий до прикладных моделей:
Что такое оценка и мониторинг, чем они отличаются и как дополняют друг друга?
Как оценка встраивается в жизненный цикл проекта?
Какие бывают виды оценки — от оценки потребностей до оценки воздействия?
Почему важно отделять деятельность от результатов, и что в этом помогает?
Много внимания уделили простому, но фундаментальному вопросу:
«Для чего вы хотите проводить оценку?»
Ответы на него стали отправной точкой для обсуждения практических кейсов и примерных шагов, с которых стоит начинать. Участники в группах анализировали фрагменты социальных проектов и пытались разложить их на этапы и ожидаемые эффекты.
💬 Слова участников
«До сегодняшнего дня я думала, что оценка — это просто «как много людей пришло». А теперь понимаю, что это вообще не об этом. Важно — зачем они пришли, с чем ушли и что изменилось», — поделилась участница от инициативной группы ТОС.
«Мы пробовали внедрить мониторинг, но не хватало целостной картины. Сейчас увидела, как это можно увязать с логикой проекта», — прокомментировал представитель ВУЗа.
«Очень вовремя, потому что мы готовим заявку на грант, и теперь понимаю, как обосновать значимость и измеримость результатов», — отметила участница от НКО.
📍 Место и значение оценки в проектировании
Отдельным акцентом стало обсуждение роли оценки именно на этапе проектирования. Ведь зачастую ошибки в заявках и нереализованные ожидания — это не потому, что проект был «плохой», а потому что не было чёткой логики: как действия ведут к результатам, а те — к изменениям.
Ассоциация «Драйвер роста», один из организаторов Лаборатории, имеет на своём счету 10 побед в конкурсах Президентского фонда. Как подчёркивают в команде, этот успех невозможен без применения знаний оценки.
«Оценка помогает нам видеть проект в объёме: и с позиции благополучателя, и с позиции грантодателя, и с точки зрения устойчивости. Это не внешнее требование — это наш внутренний стандарт работы», — говорит координатор Ассоциации.
🧠 Оценка как мышление
Ольга Щетинина не раз подчёркивала:
«Оценка — это про честность. Про умение задавать себе вопросы: зачем мы делаем этот проект, кому он нужен, чего мы на самом деле хотим добиться. Это требует взрослой позиции и готовности к обратной связи».
Именно это стало главным содержательным выводом мастер-класса: Оценка — это не техника, а инструмент осознанности. И чем раньше команда начинает думать в этой логике, тем сильнее становится сам проект.
📣 Что дальше?
Мастер-класс «Оценка — с чего начать?» стал первым этапом Лаборатории оценки, которая будет проходить в течение лета и осени в Белгородской области.
📌 Впереди:
Второй мастер-класс, посвящённый цепочке результатов, теории изменений и методам оценки
Двухдневный практикум, на котором участники будут разрабатывать систему оценки для своего проекта
Рабочие встречи, на которых участники обменяются опытом внедрения и обсуждением вызовов
Участие в мастер-классах — свободное, а для участия в практикуме предусмотрен отбор: ограниченное количество мест и приоритет — для тех, кто активно включается в процесс.
🔗 Присоединяйтесь!
Следите за новостями проекта в группе Ассоциации «Драйвер роста» и на встречах клуба «Мы вместе — Драйвер добра». Если вы создаёте проекты, работаете с людьми и хотите делать это осознанно и результативно — Лаборатория оценки ждёт вас.
Проекты Ассоциации «Драйвер роста» реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства общественных коммуникаций Белгородской области и администрации Белгородского района.
Обоснование своих грантовых заявок, описание и изучение целевой аудитории и доказательство актуальности существующих проблем, мониторинг и оценка проектов, описание практик в доказательном подходе. В той или иной форме эта деятельность есть во всех НКО. Но… ДатаВИЗ позволяет повысит качество этой работы