«Социальное проектирование: целевая группа и проблема» — тема 9-й беседы в Школе родительского актива «Равный равному», которая прошла 27 апреля.

Перефразируя известную поговорку, можно сказать «Правильно описанная проблема – половина ее решения».

Описание проблемы начинается с выбора и описания целевой группы проекта. Целевая группа и проблема — это неразрывные части, их нельзя рассматривать отдельно. Если меняется целевая группа, то меняется и проблема. В ходе прошедшей беседы, в качестве иллюстрации, рассматривалась целевая группа — семьи Белгородской области, воспитывающих детей-инвалидов и детей с особыми потребностями.

По данным Федерального реестра инвалидов по состоянию на 1 марта 2021 года численность детей-инвалидов в Белгородской области составила 5 708 человек.

Из них мальчиков – 3 381 (59,51%), девочек – 2 327 (40,49%).

Есть еще несколько открытых источников статистических данных. Но с социально-демографической информацией дело обстоит горазду хуже. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, не имеют своего социологического портрета. Не описаны именно как целевая группа. В своем представлении мы опираемся на опыт экспертов, на какие-то косвенные показатели, где-то на догадки и домыслы.

И если целевая группа описана расплывчато и неточно, то и описание проблемы будет такой же. А это недопустимо.

Какой выход?

Тут два пути:

  1. Локализируем целевую группу. Уменьшаем ее. Выбираем более маленькую территорию, например один населенный пункт. Сокращаем возраст, например, школьники 7-11 лет. Выбираем определенные нозологии. Таким образом, численность целевой группы сокращается до пределов, которые позволяют без потери качества опираться на экспертное мнение. Мы может также провести небольшой опрос с целью уточнения некоторых моментов. Этого вполне достаточно для небольшого социального проекта.
  2. Но если мы хотим решать вопросы системно и для всех семей с детьми-инвалидами, без серьезного социологического исследования не обойтись.

По первому варианту работают большинство некоммерческих организаций. И также в основном будут работать будущие районные координаторы, подготовка которых проводится в Школе родительского актива «Равный равному».

По второму варианту будет работать региональное отделение ВОРДИ Белгородской области. Совместно с Ассоциацией «Драйвер роста» в настоящее время проводится паспортизация семей Белгородской области, воспитывающих детей-инвалидов.

, , ,