Результаты исследования интеллектуального волонтерства: вскрытие глубинных смыслов в формате фокус-группы
Весна расцветает пышно, дыхание природы освежает душу, и ничто так не подтверждает красоту живого ума, как учёные беседы, проводящиеся среди зелёных аллей Белгородского госуниверситета.
14 апреля произошло интересное событие, достойное внимания и подробного рассмотрения: в одном из центральных корпусов провели обширную сессию для студентов и исследователей, организованную совместно с руководством Ассоциации «Драйвер роста» и Проектной мастерской НКО АНО «Центр управленческих кадров». Речь шла о проекте под названием «Интеллектуальное волонтерство: возможности и перспективы».
Поводом послужило изучение общественного мнения, а точнее результатов научного исследования, проведенного в марте этого года. Исследователи поставили целью выяснить, какое значение студенты придают феномену интеллектуального волонтерства, и понять, какие сложности возникают при попытке осуществить задуманное. Оказалось, что проблема кроется в восприятии понятия, причем главным вопросом было установить, что же подразумевают студенты под термином «волонтерство», понимая его порой упрощенно и поверхностно.

Однако постановка вопроса позволила разгадать сложную головоломку: неужели причина низкой вовлеченности студентов кроется вовсе не в отсутствии желания участвовать, а скорее в недопонимании сути самой концепции? Именно на выяснении этого вопроса сосредоточилась данная встреча.

Заслушав отчетные материалы, ведущие перешли к следующему этапу мероприятия — проведению фокус-группы. Суть метода заключалась в следующем: студенты свободную беседу, руководимую ведущими исследователями. Задача состояла в том, чтобы глубоко изучить отношение учащихся к волонтерству, выявить стереотипы восприятия и зафиксировать скрытые мотивы поведения.
Два часа пролетели незаметно. Диалог был настолько живым и открытым, что казалось, он течёт сам по себе, вне всякого контроля ученых и наблюдателей. Ключевым выводом стала простая истина: большинство студентов воспринимает волонтерство как некий ритуал, символ статуса, подтверждающего зрелость и добродетель, но редко задумывается о внутренней сущности явления. Самообман и иллюзия казались причиной низкого уровня реального участия.
Осознавая сложность проблемы, исследователи принялись формулировать конкретный план действий. Основное направление заключалось в просвещении молодежи посредством серии тематических семинаров и лекций, проводимых лидерами некоммерческого сектора. Предполагалось также введение специальных курсов по психологии и этике волонтерства в обязательную программу высшего образования.

Своими впечатлениями и выводами с публикой поделился организатор встречи Сергей Назаров, отмечавший особое значение эксперимента:
— То, что удалось увидеть в фокус-группе, превзошло все ожидания. Обычный диалог показал глубину проблемы и указал путь к ее разрешению. Нет сомнения, что разработанная методика приведет к изменению восприятия феномена волонтерства среди молодежи.
Методология оказалась настолько действенной, что было решено продлить эксперименты и повторить сессии на нескольких площадках белгородских вузов. Опыт Белгородского университета был признан успешным и рекомендованным для внедрения в практику научных исследований.
Можно долго рассуждать о причинах непонимания феномена интеллектуального волонтерства, о недостаточности знаний и нежелании студентов тратить время на безвозмездную помощь. Можно сетовать на равнодушие и апатию молодежи, обвинять учителей и родителей в дефиците воспитания. Но настоящая ценность данной встречи состоит в другом: впервые была предпринята попытка заглянуть внутрь студенческого сознания, внимательно выслушать голоса молодых людей и понять, что именно мешает осуществлению благородных намерений.
Пусть весна дышит жизнью, пусть солнце согревает души, а разум стремится к вечным истинам. Может быть, однажды мы сумеем раскрыть секреты добровольчества и понять, почему человек склонен совершать поступки, которые возвышают его собственную природу, делают счастливым и озаряют внутренним светом. Возможно, найдя ответы на эти вопросы, человечество наконец-то обретет гармонию и покой.
И тогда вопросы отпадут сами собой, растворившись в свете настоящей дружбы и сострадания, взаимной поддержки и уважения. Тогда каждое утро будет начинаться с ощущения нужности, а конец дня — с чувства исполненного долга. Возможно, тогда и вспыхнет звезда ученичества, сияющая яркой звездой в череде ночей, сменяющих друг друга бесконечными зимними месяцами и суровыми испытаниями повседневной жизни.
Осталось дождаться следующего этапа исследований, увидеть результаты экспериментов и убедиться, что выбранный метод действительно оправдывает себя. Впрочем, как говорится, жизнь покажет, а время рассудит. Пока же хочется пожелать всем учащимся, ведущим научные изыскания и всем остальным: любите друг друга, будьте внимательны и терпимы, доверяйте науке и здравому смыслу. Пусть интеллектуальное волонтерство станет естественной потребностью, ведущей к гармонии и счастью.
Проекты Ассоциации «Драйвер роста» реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства общественных коммуникаций Белгородской области и администрации Белгородского района.